Всегда задавал себе вопрос, почему я так хочу написать эту статью и наверное ничего не придумал кроме того, что изложенное ниже видение живет во мне и не имеет никакого выхода, но просится наружу. Наверное, было бы логичным сразу пояснить, кто я и почему считаю своим правом рассуждать о гештальт терапии и экономике, хочу сделать это сразу, дабы избежать натиска людей вооруженных Википедией, вдруг я пишу не в стол, а когда-нибудь эту статью опубликую. Я Денис Копытов, гештальт терапевт и в прошлом экономист, управленец высшего звена с более чем 15 ти летним опытом работы в сфере Российского бизнеса. Все соображения, изложенные здесь, являются квинтэссенцией именно моего опыта и не претендуют на истину в последней инстанции.

 

 

Когда я учился в своей первой академии на экономиста, мне особенно нравилось изучать маркетинг и менеджмент, маркетинг даже больше привлекал меня. Меня волновала и восхищала сама возможность, продать абсолютно все и в любых обьемах – все было просто и непросто одновременно. Проста была мысль, что у любого товара есть покупатель ( сектор )  и в принципе не очень нужно думать, что ты предлагаешь – это вторично – важно было кому! И тогда оставался сущий пустяк, сконцентрировать на максимальном представлении и продвижении товара в выбранном секторе. Сложность заключалась в том, что таких умных парней во вселенной с каким то товаром на руках было пруд пруди и качество товара не имело никакого значения, значение имело удастся ли тебе переиграть этих парней в глазах сектора. Ну и понятно, что если удавалось, то сектор можно было расширять, пакуя одно и то же в разную упаковку – просто блеск! Возможности расширения безграничны ( точнее ограничены денежной массой существующей на планете в принципе.) Масса инструментов взаимодействия с сектором – реклама, манипуляции, ценовое ниширование, брендинг, ко-брендинг, и т.д. и т.п. Справедливо было бы сказать, что, не взирая на качество, товар должен существовать! А существование товара ( товарной единицы ) возможно только при его полезности для потребителя – реальной или мнимой не так важно. Можно сказать и так – ПОЛЕЗНОСТЬ (НУЖНОСТЬ) единственное и достаточное условие существования товара. Данное выделение (НУЖНОСТИ) очень важно для моего дальнейшего повествования и я вернусь к нему чуть позже.

 

Здесь я думаю, что стоит остановиться в экономических рассуждениях и продвинуться чуть дальше.

 

Давайте попробуем применить данные идеи относительно деятельности психотерапевта практикующего в гештальт подходе. Возможно многим из тех, для кого практика является основным источником дохода – вышеизложенные идеи покажутся привлекательными, особенно если практика начинает только формироваться. Почему бы не получать больше денег и быстрее? Нормальное желание.

Итак, что у нас есть? Есть некий процесс, который называется «терапией», есть человек организующий этот процесс ( терапевт ). Для того, чтобы экономические законы и принципы начали действовать, терапию нужно сделать в первую очередь ТОВАРОМ, т.е. придать ей НУЖНОСТЬ.  Это просто сделать – можно что либо пообещать, например избавление от чего либо или улучшение чего- либо (в общем- то вся сфера услуг, а  нам придется соотнести терапию к ней  в этом случае, направлена либо на избавление, либо на улучшение). С точки зрения экономической – все в порядке, а вот с точки зрения гештальт подхода – изначально закладывается фундамент обьектных (зависимых) отношений, причем закладывается не клиентом ,что вполне обычно, но самим терапевтом. Таким образом делая терапию товаром, терапевт как будто сам превращается в товар, и превращает в товар клиента.  Персоналити терапевта блокируется – т.к. работа должна быть нужной для клиента и желательно в заданном русле, получается «нужный терапевт», в независимости от текущей ситуации и феноменологии контакта. Контакт с реальностью «здесь и сейчас» должен избегаться, для сохранения «нужности»(«товарности») процесса. И это одна из главных ловушек на данном пути.

 

Идем дальше, товар создан и теперь его нужно продвигать. Первое что придется сделать, это позиционировать товар на рынке – т.е. определить сектор популяции, на который данный товар нацелен. Здесь важно не путать, ощущение собственной терапевтической идентичности ( пример. Мне интересно работать с нарциссизмом ) с определением сектора. Разница есть, в первом случае терапевт проявляет интерес к фигуре, во втором  - сужает свое поле выбора, через еще действующую эго функцию т.е. все кроме нарциссизма становиться лишним. Понятно, что секторов может быть несколько, но экономически границы сектора должны быть максимально очерчены для достижения эффективности и как правило остается один, не побоюсь сказать , что остается максимально платежеспособный.

 

Далее определен товар, определен сектор – и можно продавать и как мы уже помним персоналити заблокировано, эго функция значительно сужена, это пожалуй не хорошо и не плохо – просто так есть. Мы имеем товар и сектор, и теперь нужно выделять фигуру товара из фона и делать это за клиента. Простейший пример – реклама. Действительно, легко стать фигурой для достаточного количества людей – хватило бы денег, но возникает феномен – фигуру нужно предъявлять в виде желаемого (продажного) образа, который может не совсем соответствовать персоналии терапевта, вследствие чего происходит возрастание количества переживаемого терапевтом стыда и как следствие расщепление и блокировка ид.

 

Есть и еще один момент, который я упомяну , продажа товара вещь затратная и пришедший в результате этой деятельности клиент, несет дополнительную финансовую нагрузку, терапевт затратил какое то количество денег на привлечение данного клиента и в большинстве случае, первая, вторая и даже пятая встреча не способна вернуть данной суммы. То есть терапевт рискует работать какое - то время бесплатно, что очень тяжело переживается в купе с почти полной потерей свободы выбора в терапии.

 

Мне хотелось бы особо подчеркнуть, что данный феномен имеет место быть и как с этим обращаться личное дело каждого. Возможно, что все это можно прожить и со всем обойтись, вопрос лишь в том, какой ценой и зачем. А также решить самостоятельно вопрос о том, что представляет из себя моя терапия, если  я делаю ее товаром.

 

(с) Денис Копытов 2013

Селф терапевта в маркетинговом облаке

 

© 2014 Денис Копытов.
 

Звоните:

+7 (906) 764 01 55


 

Пишите:

dakopy@gmail.com

  • иконка facebook

Я в соцсетях